Диалоговые
технологии
как
средство формирования коммуникативной компетентности учащихся.
Учитель биологии:
Багрецова Ирина Николаевна
Киселевск 2009г.
Диалоговые технологии
Как
средство формирования коммуникативной компетентности учащихся.
В этом году в нашей школе сформирован
профильный химико-биологический класс
подбор детей в те классы, которые формируются по профилю не случаен, его
определяем мы, учителя, начиная с 5 класса.
В возрасте 11-12 лет учащиеся не
задумываются о том, в каком профильном классе они захотят учиться в 10-11класссах.
В этом возрасте они выбирают не предмет, а педагога ,того кто не оттолкнет,
выслушает , подбодрит, заинтересует. Каким образом я формирую познавательный
интерес и любовь к моему предмету- через исследовательскую деятельность. Участие в экологических проектах,
конференциях, заочных и очных конкурсах, через кружковую работу, через
диалоговое общение.
Системе образования нам, учителям , принадлежит важная роль- подготовка человека к
жизни в быстро меняющемся обществе. Одна
из целей общего образования- формирования коммуникативной компетентности выпускников, основанной на общении и
сотрудничестве в образовательном процессе, а главный его результат-
развитие у них толерантности,
ответственности за выполняемое дело, способности к коллективному решению учебных, социальных и личностно значимых
проблем.
Развитие коммуникативной
компетентности в рамках естественнонаучного образования предполагает
·
Решение
проблем на основе внутрипредметной и межпредметной интеграции, что отражает
особенность изучения биологии на профильном уровне и составляет ядро
развивающего обучения.
·
Сотрудничество,
основанное на проблемно-поисковом познании явлений природы, фиксации и
обсуждении результатов, предполагающее разностороннее использование языка науки
·
Коммуникабельность
участников образовательного процесса т. Е их активное участие в решении
проблем, выдвижении идей , передаче информации, в том числе с помощью
информационно-коммуникативных технологий.
·
Активное
общение, включающее интеракцию (обмен
знаниями), коммуникацию (передачу информации), психологически комфортное
восприятие друг друга. Именно единство делает успешным сотрудничество
участников образовательного процесса.
·
Неоднозначность
трактовки некоторых вопросов эволюции и общей биологии повышает интерес к их решению и
сотрудничеству.
В формировании коммуникативной
компетентности учащихся большую роль играют методологические, теоретические,
экспериментально- практические, символико–графические, компьютерные и другие
умения, специфика которых определяется предметным содержанием.
При формировании коммуникативной
компетенции целесообразно использовать диалоговую технологию.
Относящуюся к технологиям личностно-ориентированного обучения .в её основе
лежит познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников
образовательного процесса на основе
индивидуального подхода, с учетом особенностей каждого ученика.
Важнейшим
компонентом диалоговой технологии являются –проблемность, общение и сотрудничество.
На их основе организуется разноуровневая деятельность учащихся, групповое
создание проектов и т. д. в процессе
диалога происходит формирование критичности мышления, обучающиеся не боятся
высказывать свое мнение, защищать свою позицию.
Диалоговая технология включает в себя
поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы
деятельности и главное рефлексию. Я использую на своих уроках дискуссию,
диспуты, групповую проектную деятельность, защиту межпредметных проектов,
обсуждение и решение комплексных экологических задач и др
.Диалоговая
технология может гармонично включать и
элементы других технологий я широко использую технологию критического мышления,
что в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.
Все эти формы обучения в большинстве случаев
применяются педагогами стихийно. Для грамотной организации диалога необходимо
найти противоречие и проблемы в учебном материале.( Кифа Мокиевич, происхождение
орангутанга, мышечные и нервные клетки )
Для организации диалога полезно использовать
следующие методологические приемы
·
Формулирование
проблемы и анализ способов её решения
·
Выражение
собственной точки зрения в контексте иных
·
Эффективное
слушание и понимание собеседника
·
Сопоставление
различных мнений
·
Оценка
смысла и значение поступающей информации
·
Выделение
причинно-следственных связей
·
Логический
анализ фактов и точек зрения
·
Формулирование
вывода о значимости и перспективности диалога.
В ходе
диалога формируется речевая культура
учащихся, навыки публичного выступления и обсуждения проблемы.
При
использовании диалоговой технологии очень важна позиция учителя- терпимое
отношения к различным взглядам учащихся,
возможность принять взаимоисключающие точки зрения, не бояться признать
поражение, способность обмениваться идеями и мнениями в обстановке живого
обсуждения.(ДНК).
Одна из целей обучения в диалоге это создание
комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою
успешность, интеллектуальную состоятельность
это стимулирует его на пути овладения знаниями.
Все
учащиеся оказываются вовлечены в учебный процесс и каждый вносит свой посильный
вклад. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет развивать
познавательную деятельность самому и переводить её на более высокий уровень
кооперации и сотрудничества.
Использование диалоговых технологий
требует серьезной подготовки учителя и обучения школьников приемам ведения
дискуссий, диспутов, умению сдерживать свои эмоции.
При
подведении итогов необходимо оценить усвоение знаний в рамках изучаемой темы,
уровень сформированности коммуникативной компетентности и культуры учащихся,
достижение целей занятий.
Приведу несколько правил ведения диалога
·
Критиковать
идеи, а не человека
·
Видеть
цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы
·
Побуждать
каждого участвовать в обсуждении
·
Выслушивать
каждого, даже если с ним не согласен.
·
Пытаться
разобраться в том, что непонятно
·
Стремиться
понять разные взгляды на проблему
·
Не
бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и
фактов.
На
собственном опыте могу сказать, что внедрение диалоговых форм обучения
способствует более глубокому и осознанному пониманию предметного содержания,
усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе
оригинальных, не стандартных. Учащиеся применяют полученные знания в смежных
областях, кроме того это формирует коммуникативную компетентность и культуру.