Главное меню
Методичка
|
Диалоговые технологии как средство формирования коммуникативнойДиалоговые
технологии как
средство формирования коммуникативной компетентности учащихся. Учитель биологии: Багрецова Ирина Николаевна Киселевск 2009г. Диалоговые технологии Как
средство формирования коммуникативной компетентности учащихся. В этом году в нашей школе сформирован
профильный химико-биологический класс
подбор детей в те классы, которые формируются по профилю не случаен, его
определяем мы, учителя, начиная с 5 класса. В возрасте 11-12 лет учащиеся не
задумываются о том, в каком профильном классе они захотят учиться в 10-11класссах.
В этом возрасте они выбирают не предмет, а педагога ,того кто не оттолкнет,
выслушает , подбодрит, заинтересует. Каким образом я формирую познавательный
интерес и любовь к моему предмету- через исследовательскую деятельность. Участие в экологических проектах,
конференциях, заочных и очных конкурсах, через кружковую работу, через
диалоговое общение. Системе образования нам, учителям , принадлежит важная роль- подготовка человека к
жизни в быстро меняющемся обществе. Одна
из целей общего образования- формирования коммуникативной компетентности выпускников, основанной на общении и
сотрудничестве в образовательном процессе, а главный его результат-
развитие у них толерантности,
ответственности за выполняемое дело, способности к коллективному решению учебных, социальных и личностно значимых
проблем. Развитие коммуникативной
компетентности в рамках естественнонаучного образования предполагает ·
Решение
проблем на основе внутрипредметной и межпредметной интеграции, что отражает
особенность изучения биологии на профильном уровне и составляет ядро
развивающего обучения. ·
Сотрудничество,
основанное на проблемно-поисковом познании явлений природы, фиксации и
обсуждении результатов, предполагающее разностороннее использование языка науки
·
Коммуникабельность
участников образовательного процесса т. Е их активное участие в решении
проблем, выдвижении идей , передаче информации, в том числе с помощью
информационно-коммуникативных технологий. ·
Активное
общение, включающее интеракцию (обмен
знаниями), коммуникацию (передачу информации), психологически комфортное
восприятие друг друга. Именно единство делает успешным сотрудничество
участников образовательного процесса. ·
Неоднозначность
трактовки некоторых вопросов эволюции и общей биологии повышает интерес к их решению и
сотрудничеству.
В формировании коммуникативной
компетентности учащихся большую роль играют методологические, теоретические,
экспериментально- практические, символико–графические, компьютерные и другие
умения, специфика которых определяется предметным содержанием. При формировании коммуникативной
компетенции целесообразно использовать диалоговую технологию.
Относящуюся к технологиям личностно-ориентированного обучения .в её основе
лежит познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников
образовательного процесса на основе
индивидуального подхода, с учетом особенностей каждого ученика. Важнейшим
компонентом диалоговой технологии являются –проблемность, общение и сотрудничество.
На их основе организуется разноуровневая деятельность учащихся, групповое
создание проектов и т. д. в процессе
диалога происходит формирование критичности мышления, обучающиеся не боятся
высказывать свое мнение, защищать свою позицию. Диалоговая технология включает в себя
поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы
деятельности и главное рефлексию. Я использую на своих уроках дискуссию,
диспуты, групповую проектную деятельность, защиту межпредметных проектов,
обсуждение и решение комплексных экологических задач и др .Диалоговая
технология может гармонично включать и
элементы других технологий я широко использую технологию критического мышления,
что в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося. Все эти формы обучения в большинстве случаев
применяются педагогами стихийно. Для грамотной организации диалога необходимо
найти противоречие и проблемы в учебном материале.( Кифа Мокиевич, происхождение
орангутанга, мышечные и нервные клетки ) Для организации диалога полезно использовать
следующие методологические приемы ·
Формулирование
проблемы и анализ способов её решения ·
Выражение
собственной точки зрения в контексте иных ·
Эффективное
слушание и понимание собеседника ·
Сопоставление
различных мнений ·
Оценка
смысла и значение поступающей информации ·
Выделение
причинно-следственных связей ·
Логический
анализ фактов и точек зрения ·
Формулирование
вывода о значимости и перспективности диалога. В ходе
диалога формируется речевая культура
учащихся, навыки публичного выступления и обсуждения проблемы. При
использовании диалоговой технологии очень важна позиция учителя- терпимое
отношения к различным взглядам учащихся,
возможность принять взаимоисключающие точки зрения, не бояться признать
поражение, способность обмениваться идеями и мнениями в обстановке живого
обсуждения.(ДНК). Одна из целей обучения в диалоге это создание
комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою
успешность, интеллектуальную состоятельность
это стимулирует его на пути овладения знаниями. Все
учащиеся оказываются вовлечены в учебный процесс и каждый вносит свой посильный
вклад. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет развивать
познавательную деятельность самому и переводить её на более высокий уровень
кооперации и сотрудничества. Использование диалоговых технологий
требует серьезной подготовки учителя и обучения школьников приемам ведения
дискуссий, диспутов, умению сдерживать свои эмоции. При
подведении итогов необходимо оценить усвоение знаний в рамках изучаемой темы,
уровень сформированности коммуникативной компетентности и культуры учащихся,
достижение целей занятий. Приведу несколько правил ведения диалога ·
Критиковать
идеи, а не человека ·
Видеть
цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы ·
Побуждать
каждого участвовать в обсуждении ·
Выслушивать
каждого, даже если с ним не согласен. ·
Пытаться
разобраться в том, что непонятно ·
Стремиться
понять разные взгляды на проблему ·
Не
бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и
фактов.
На
собственном опыте могу сказать, что внедрение диалоговых форм обучения
способствует более глубокому и осознанному пониманию предметного содержания,
усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе
оригинальных, не стандартных. Учащиеся применяют полученные знания в смежных
областях, кроме того это формирует коммуникативную компетентность и культуру. |
Поиск
Календарь
Мини чат
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||