Пятница, 21.07.2017, 01:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Багрецова Ирина Николаевна

Главное меню
Методичка

Диалоговые технологии как средство формирования коммуникативной

Диалоговые технологии

как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся.

   Учитель биологии:

Багрецова Ирина Николаевна

Киселевск 2009г.

Диалоговые технологии

Как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся.

В этом году в нашей школе сформирован профильный химико-биологический класс  подбор детей в те классы, которые формируются по профилю не случаен, его определяем мы, учителя, начиная с 5 класса.

В возрасте 11-12 лет учащиеся не задумываются о том, в каком профильном классе они захотят учиться в 10-11класссах. В этом возрасте они выбирают не предмет, а педагога ,того кто не оттолкнет, выслушает , подбодрит, заинтересует. Каким образом я формирую познавательный интерес и любовь к моему предмету- через исследовательскую деятельность.  Участие в экологических проектах, конференциях, заочных и очных конкурсах, через кружковую работу, через диалоговое общение.

Системе образования  нам, учителям ,  принадлежит важная роль- подготовка человека к жизни в быстро меняющемся обществе.  Одна из целей общего образования- формирования коммуникативной компетентности  выпускников, основанной на общении и сотрудничестве в образовательном процессе, а главный его результат- развитие  у них толерантности, ответственности за выполняемое дело, способности к коллективному решению  учебных, социальных и личностно значимых проблем.

                  Развитие коммуникативной компетентности в рамках естественнонаучного образования предполагает

·        Решение проблем на основе внутрипредметной и межпредметной интеграции, что отражает особенность изучения биологии на профильном уровне и составляет ядро развивающего обучения.

·        Сотрудничество, основанное на проблемно-поисковом познании явлений природы, фиксации и обсуждении результатов, предполагающее разностороннее использование языка науки

·        Коммуникабельность участников образовательного процесса т. Е их активное участие в решении проблем, выдвижении идей , передаче информации, в том числе с помощью информационно-коммуникативных технологий.

·        Активное общение, включающее  интеракцию (обмен знаниями), коммуникацию (передачу информации), психологически комфортное восприятие друг друга. Именно единство делает успешным сотрудничество участников образовательного процесса.

·        Неоднозначность трактовки некоторых вопросов эволюции и общей биологии  повышает интерес к их решению и сотрудничеству.

 

         В формировании коммуникативной компетентности учащихся большую роль играют методологические, теоретические, экспериментально- практические, символико–графические, компьютерные и другие умения, специфика которых определяется предметным содержанием.

     При формировании коммуникативной компетенции целесообразно использовать диалоговую технологию. Относящуюся к технологиям личностно-ориентированного обучения .в её основе лежит познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников образовательного процесса  на основе индивидуального подхода, с учетом особенностей каждого ученика.

Важнейшим компонентом диалоговой технологии являются –проблемность, общение и сотрудничество. На их основе организуется разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов  и т. д. в процессе диалога происходит формирование критичности мышления, обучающиеся не боятся высказывать свое мнение, защищать свою позицию.

   Диалоговая технология включает в себя поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы деятельности и главное рефлексию. Я использую на своих уроках дискуссию, диспуты, групповую проектную деятельность, защиту межпредметных проектов, обсуждение и решение комплексных экологических задач и др

.Диалоговая технология может гармонично  включать и элементы других технологий я широко использую технологию критического мышления, что в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.

  Все эти формы обучения в большинстве случаев применяются педагогами стихийно. Для грамотной организации диалога необходимо найти противоречие и проблемы в учебном материале.(  Кифа Мокиевич, происхождение орангутанга,  мышечные и нервные клетки )

  Для организации диалога полезно использовать следующие  методологические приемы

·        Формулирование проблемы и анализ способов её решения

·        Выражение собственной точки зрения в контексте иных

·        Эффективное слушание и понимание собеседника

·        Сопоставление различных мнений

·        Оценка смысла и значение поступающей информации

·        Выделение причинно-следственных связей

·        Логический анализ фактов и точек зрения

·        Формулирование вывода о значимости и перспективности диалога.

В ходе диалога  формируется речевая культура учащихся, навыки публичного выступления и обсуждения проблемы.

При использовании диалоговой технологии очень важна позиция учителя- терпимое отношения к  различным взглядам учащихся, возможность принять взаимоисключающие точки зрения, не бояться признать поражение, способность обмениваться идеями и мнениями в обстановке живого обсуждения.(ДНК).

  Одна из целей обучения в диалоге это создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность  это стимулирует его на пути овладения знаниями.

Все учащиеся оказываются вовлечены в учебный процесс и каждый вносит свой посильный вклад. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет развивать познавательную деятельность самому и переводить её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

          Использование диалоговых технологий требует серьезной подготовки учителя и обучения школьников приемам ведения дискуссий, диспутов, умению сдерживать свои эмоции.

При подведении итогов необходимо оценить усвоение знаний в рамках изучаемой темы, уровень сформированности коммуникативной компетентности и культуры учащихся, достижение целей занятий.

  Приведу несколько правил ведения диалога

·        Критиковать идеи, а не человека

·        Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему  решению проблемы

·        Побуждать каждого участвовать в обсуждении

·        Выслушивать каждого, даже если с ним не согласен.

·        Пытаться разобраться в том, что непонятно

·        Стремиться понять разные взгляды на проблему

·        Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.

На собственном опыте могу сказать, что внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному пониманию предметного содержания, усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных, не стандартных. Учащиеся применяют полученные знания в смежных областях, кроме того это формирует коммуникативную компетентность и культуру.

Скачать

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Мини чат

Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz